Проблема бизнеса — проблема планирования

Меня все время мучает один и тот же вопрос. Почему, когда предприниматели верстают бюджет на новый проект, расходы на маркетинг стоят последней строкой?


И почему, когда бюджет «рвет» и его начинают оптимизировать, то расходы на маркетинг «убивают» первыми? 

Или считают, что рекламу будут оплачивать из текущих прибылей? Пословица же дословно звучит «Реклама — двигатель торговли», а не наоборот. Рассчитывать, что открылись, начали торговать и из этих денег оплатили рекламу, теперь — наивно, если не сказать глупо. На примере нового ресторана — длиннющий список необходимых затрат, и на первом месте оборудовние и мебель, потом кухня, меню (ура!!!!!!!!) потом закуп, кадры, и сразу после хоз.нужд идет реклама.

А потом искреннее удивление - мы открыли такой чудесный, такой необходимый всем тысячастопервый ресторан, а к нам никто не идет. Не тот город, люди не те, не понимают своего счастья. Мы так старались, а они не ценят. Подождите, а они знают? Что им к вам надо? Конечно, мы же повесили табличку «открыто». И? Людей не удивишь еще одним рестораном или еще одним магазином. Не в Москве живем, около метро. Это Сибирь, и суровым сибирским потребителям надо чуть больше, чем «Ура мы открылись». Возможно, они порадуются за вас, но вряд ли зайдут.

Где-то эта прописная истина, что маркетинговые расходы должны предусматриваться еще на этапе разработки концепции. Где-то понимают, что проблема недофинансирования - это основная проблема стартапов. Что главное - это все учесть и все правильно рассчитать и силы, и деньги. Но не у нас. Вернее, не все у нас. Можно, конечно, радоваться тому, что уже стали вкладывать не только в мебель и стройку, что уже стали понимать, что есть еще кухня, оборудование, кадры. Но нам-то от этого не легче. И бизнесу, кстати, тоже.

Сейчас начался такой этап - уже понимают, что маркетинг нужен всем. Но не совсем понимают, что за него нужно платить. А даже если и понимают, то не совсем догоняют сколько. «Вы что, пятьдесят тысяч - это же такие деньги». Ну да, деньги немалые, у вас столько один пиджак стоит в магазине или одни джинсы. Вы их хотите продавать по две штуки в месяц? Или по три? И я верю, этот этап кончится когда-то, и наступит рай для маркетологов. На самом деле для кого-то он уже закончился, а для кого-то и не начинался. Когда мы хотим привести примеры удачного бизнеса, то мы вспоминаем как правило одни и те же предприятия, их немного. А теперь попробуйте посчитать, прикинуть, сколько они примерно тратят на рекламу. И за редким исключением, это будут значительные цифры. Ну, как пара тройка ужинов в хорошем ресторане, плюс week end в «Мечте». Если совсем разогнаться, то к этому бюджету можно прибавить еще не самую дорогую сорочку. И вот вам средний маркетинговый бюджет. С которым можно работать. Который позволит заработать вам денег, возможно, не очень много, но точно больше, чем потратили.

Вопрос должен звучать не "нужно тратить на маркетинг или нет"? Вопрос должен звучать — "сколько тратить, когда тратить и кому платить". Но достаточно правильно разобраться с тем «кому», он и ответит на первых два вопроса. Преимущество нашего региона в том, что здесь все стоит относительно недорого, маркетинг в том числе, качественный маркетинг. Просто нужно понимать значение словосочетания «относительно недорого» и правильно расставить приоритеты. Я не предлагаю, конечно, не делать ремонт или не покупать Рациональ на кухню, и уж точно не прошу не платить шефам или управляющим. Нет. Просто нужно подходить ко всем затратам разумно. В том числе и к личным. Я давно в бизнесе и я так и не могу понять, как на свой день рождения можно денег потратить в разы больше, чем на организацию эвента, который в результате принесет дивиденды для бизнеса. С которых уже потом можно будет «гульнуть». Возможно, я не правильно живу.  


Я так же не понимаю заблуждения - эффект от рекламы нужно ждать долго. Постойте, мы живем в 21 веке, и эта отрасль также модернизируется, ускоряется все, все отрасли и реклама неисключение. Это и понятно - срок распространения информации сейчас составляет минуты и часы, а не дни и месяцы, как еще совсем недавно, и не годы, как в период моей молодости. Эффект от рекламы можно почуствовать в течение дней, ощутить в течение недель и отбить в течение месяцев. И этот срок можно сокращать и сокращать, было бы желание, и деньги. Да, чем быстрее и качественнее, тем дороже. Чудес здесь не бывает.

Константин Скачков

Директор агентства